вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Главная Новости

Разъяснение относительно сферы действия ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

Опубликовано: 30.09.2018

Разъяснение относительно сферы действия ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности

26.12.2007 г. вступил в силу ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности (далее — Закон № 877).

Проведение проверок субъектов хозяйствования в Украине имело под собой довольно сложную правовую основу, поскольку не существовало единого законодательного акта, который бы эффективно регулировал порядок проведения проверок и определял соответствующие унифицированные процедуры, поэтому такой Закон был наиболее актуальным и ожидаемым в предпринимательской среде.

Тем не менее, уже на этапе подготовки к внедрению этого Закона возникли определенные трудности. Контролирующие органы стараются игнорировать требования Закона № 877, предоставляют разъяснения относительно применения положений Закона № 877 и инициируют внесение изменений в него с целью вывода их из сферы действия данного Закона.

В то же время, в соответствии со ст. 2 Закона № 877, действие этого Закона распространяется на все отношения, связанные с осуществлением госнадзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Исключения составляют только отдельные виды отношений, которые установлены этой же статьей и перечень которых является исключительным.

Несмотря на это, отдельные контролирующие органы высказывают позицию, в соответствии с которой Закон № 877 не распространяется на надзор (контроль), который они уполномочены осуществлять (письма-разъяснения Госинспекции по контролю за ценами, Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности).

Позиция Госкомпредпринимательства по этим вопросам следующая:

1. Госинспекция по контролю за ценами (далее — Инспекция) в письме от 28.09.2007 г. № 200/7-7/2315 указала, что ст. 13 ЗУ О ценах и ценообразовании (далее — Закон № 507) установлено, что госконтроль за ценами осуществляется при установлении и применении государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов. При этом контролируется правомерность их применения и соблюдение требований законодательства о защите экономической конкуренции. На основании этого Инспекция делает вывод о том, что сфера действия Закона № 877 не распространяется на органы госконтроля за ценами.

Такая позиция необоснованна и противоречит законам Украины по следующим основаниям:

— в соответствии со ст. 19 Хозяйственного кодекса Украины государство осуществляет контроль и надзор за хозяйственной деятельностью субъектов хозяйствования в таких сферах, как цены и ценообразование в части осуществления контроля за соблюдением субъектами хозяйствования государственных цен на продукцию и услуги.

В соответствии с абз. 1 ст. 13 Закона № 507 Инспекция уполномочена осуществлять контроль за правомерностью применения цен и тарифов и соблюдением требований законодательства о защите экономической конкуренции;

— исключительный перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона № 877, установлен ст. 2 указанного Закона. Одним из таких отношений является госконтроль за соблюдением законодательства о защите экономической конкуренции. Т.е. на контроль, осуществляемый Инспекцией в части соблюдения требований законодательства о защите экономической конкуренции, положение Закона № 877 не распространяется.

В то же время, осуществляемый Инспекцией контроль за правомерностью применения цен и тарифов не включен в перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона. Следовательно деятельность Инспекции по поводу контроля за правомерностью применения цен и тарифов подпадает под сферу действия Закона.

2. Пенсионный фонд Украины (далее — ПФУ) в письме от 26.10.2007 г. № 17123/09-10 указал, что положение ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности не регламентируют порядок осуществления органами Пенсионного фонда Украины контроля за соблюдением субъектами хозяйствования требований законодательства в сфере пенсионного страхования.

Такая позиция является необоснованной и противоречит законам Украины по следующим основаниям:

— Перечень контролирующих органов в сфере погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами установлен ст. 2 ЗУ О порядке погашения обязательств налогоплательщиков перед бюджетами и государственными целевыми фондами (далее — Закон № 2181). В отношении сбора на обязательное государственное пенсионное страхование контролирующим органом являются органы ПФУ.

В соответствии со ст. 1 ЗУ Об осуществлении контроля за уплатой сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и сбора на обязательное социальное страхование (далее — Закон № 700) органы ПФУ относительно уплаты и целевого использования сбора на обязательное государственное пенсионное страхование имеют право проводить плановые и внеплановые проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

Одновременно, в соответствии со ст. 64 ЗУ Об общеобязательном государственном пенсионном страховании (далее — Закон № 1058):

– исполнительная дирекция ПФУ и ее территориальные органы имеют право проводить плановые, а также в случаях, предусмотренных законодательством, внеплановые проверки на любых предприятиях, в учреждениях и организациях и у физических лиц-субъектов предпринимательской деятельности бухгалтерских книг, отчетов, смет и других документов, связанных с начислением, удержанием и уплатой страховых взносов, получать необходимые объяснения, справки и сведения (в т.ч. письменные) по вопросам, которые возникают в ходе таких проверок;

– исполнительные дирекции ПФУ обязаны, в т.ч., осуществлять в пределах своей компетенции контроль за соблюдением страхователями и застрахованными лицами требований Закона № 1058 и осуществлять контроль за достоверностью представленных страхователями и застрахованными лицами сведений, которые используются в системе персонифицированного учета.

Таким образом, ПФУ и его исполнительные дирекции являются контролирующими органами и они уполномочены осуществлять контроль в соответствии с законами Украины — Законом № 2181, Законом № 700 и Законом № 1058.

Таким образом, ПФУ подпадает под определение понятия органов госнадзора (контроля), которое применяется в Законе № 877, и является органом госнадзора (контроля).

В то же время, контроль, осуществляемый органами ПФУ, не включен в перечень отношений, на которые не распространяется действие Закона № 877 (ст. 2). Таким образом, деятельность органов ПФУ по поводу осуществления контроля подпадает под сферу действия Закона № 877.

3. Фонд социального страхования по временной потере трудоспособности (далее — Фонд) в письме от 2.10.2007 г. № 01-14-2045 указал, что Фонд не относится к указанным в ст. 1 Закона № 877 уполномоченным законом центральным органам исполнительной власти, которые осуществляют надзор или контроль в соответствии с указанным Законом № 877, а регламентация Закона № 877 не распространяется на контроль (или надзор), осуществляемый органами Фонда.

Такая позиция является необоснованной и противоречит законам Украины по следующим основаниям:

— в соответствии со ст. 28 ЗУ Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и затратами, обусловленными рождением и погребением (далее — Закон № 2240) Фонд (его исполнительные дирекции) осуществляет, в частности, проверку правильности начисления и полноты уплаты страховых взносов и использования страховых средств на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, у физических лиц, которые используют работу наемных работников.

Таким образом, Фонд и его исполнительные дирекции являются контролирующими органами и уполномочены осуществлять контроль в соответствии с законами Украины. Т.е. Фонд подпадает под определение органов госнадзора (контроля), которое применяется в Законе № 877, и является органом госнадзора (контроля) в понимании Закона № 877.

На основании изложенного и с целью избежания неоднозначностей при применении положений Закона № 877 вышеупомянутым контролирующим органам необходимо соблюдать требования ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности при осуществлении собственных полномочий относительно проведения мероприятий госнадзора (контроля) за деятельностью субъектов хозяйствования.

4. В отдельности следует отметить позицию Госкомпредпринимательства Украины относительно распространения сферы действия Закона № 877 на налоговый контроль.

П. 17 разд. ІІ ЗУ О государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины предусмотрены изменения в ЗУ Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, а именно вывод из сферы действия Закона контроля за соблюдением налогового законодательства.

Следует подчеркнуть, что вывод из сферы действия Закона № 877 контроля за соблюдением налогового законодательства ставит под угрозу саму идею принятия единого унифицированного нормативно-правового акта, которым определены основные принципы осуществления надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности, учитывая, что органы налогового контроля осуществляют около 50% мероприятий госнадзора (контроля).

Поэтому Госкомпредпринимательства был подготовлен проект ЗУ О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (далее — Проект). Проектом, в частности, предусматривается возобновление распространения сферы действия Закона № 877 на контроль за соблюдением налогового законодательства, сообщает Официальный сайт Госкомпредпринимательства.

Поиск по сайту
Меню
Реклама на сайте
Архив новостей
Реклама на сайте

Реклама на сайте







Популярные публикации
Архив сайта
Информация
www.home-4-homo.ru © 2016 Copyright. Все права защищены.

Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт.
   
rss