вход на сайт

Имя пользователя :
Пароль :

Восстановление пароля Регистрация

Главная Новости

На вопросы «Аукционного Вестника» отвечает партнер Юридической компании «Маслов и партнеры» Крысова Мария Станиславовна.

Опубликовано: 28.10.2018

Возможно ли отказаться в одностороннем порядке от исполнения государственного или муниципального контракта по подрядным работам? Позиция судов.

Довольно часто стороны государственного или муниципального контракта по подрядным (строительным, проектно-изыскательским) работам в ходе его исполнении  сталкиваются с тем, что контракт не может быть исполнен до конца.

Однако стороны контракта не всегда достигают договоренностей по его расторжению и потому обращаются  за урегулированием споров в судебном порядке. Причем инициаторами (истцами) таких споров выступают как заказчики, так и подрядчики, при чем в отдельных случаях стороны выходят в суд с самостоятельными  требованиями друг к другу, в том числе встречными исками, по одному и тому же контракту.

Возможен ли отказ от исполнения государственного или муниципального контрактав одностороннем порядке, или необходимо обращаться в суд с иском о расторжении контракта? Какова позиция судов по данному вопросу?

Отвечает партнер Юридической компании «Маслов и партнеры» Крысова Мария Станиславовна.

Согласно пункта 8 статьи 9 Закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о размещении заказов) расторжение контракта допускается исключительно по соглашению сторон или решению суда по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

При этом, как следует из пункта 2 вышеуказанной статьи, контракт заключается в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации (далее — ГК РФ) и иными федеральными законами с учетом положений настоящего Федерального закона.

Таким образом, Закон о размещении заказов не предусматривает возможности отказа от исполнения контракта в одностороннем порядке.

 

Однако Президиумом ВАС РФ была высказана следующая позиция: в своем Постановлении от 25.10.2011 № 9382/11 он указал, что согласно ст. 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной данным Кодексом, применяется Закон о размещении заказов. Названная статья предусматривает принятие отдельного закона о подрядах для государственных и муниципальных нужд, однако такой закон пока не принят.

При таких обстоятельствах, делает вывод Президиум ВАС РФ, в регулировании подрядных работ для государственных и муниципальных нужд приоритетное значение остается за нормами ГК РФ: в части, не урегулированной положениями ГК РФ о государственном и муниципальном контракте на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд (статьями 763 — 767 ГК РФ), должны применяться в зависимости от вида подрядных работ положения параграфа 3 «Строительный подряд»  или 4 «Подряд на выполнение проектных и изыскательских работ» главы 37 ГК РФ, а затем — общие положения о договоре подряда (параграф 1 главы 37 ГК РФ).

Здесь же суд отмечает, что ни положения ГК РФ о государственном и муниципальном контракте на выполнение работ для государственных и муниципальных нужд, ни положения параграфов 3, 4 главы 37 ГК РФ не регулируют вопросы одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, в связи с чем подлежат применению общие положения о подряде. Последние, в свою очередь, содержат условия, при наличии которых у стороны заказчика или стороны подрядчика имеется возможность в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.

Одновременно с этим в  Постановлении Президиумом ВАС РФ  отклоняется  ссылка стороны подрядчика на нормы Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, поскольку согласно части 1 статьи 1 названного Закона он регулирует отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, а не вопросы исполнения и расторжения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд.

Следовательно, согласно вышеуказанной позиции суда отказ от исполнения государственного или муниципального контракта по подрядув одностороннем порядке возможен.

Вместе с тем, немного позднее Президиум ВАС РФ принимает новое  постановление  от 24.07.2012 № 5761/12 по делу № А40-152307/10/69-1196, в котором занимает совершенно противоположную, на наш взгляд позицию, а именно суд пишет: отношения сторон по государственному контракту регулируются не только нормами ГК РФ, но и положениями Закона о размещении заказов, не предоставляющего права исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (часть 8 статьи 9 Закона).

Таким образом, Президиумом ВАС РФ на сегодняшний день высказаны две противоположные позиции относительно правомерности одностороннего отказа от исполнения государственных и муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд: руководствуясь одними и теми же нормами законодательства ВАС РФ в одном случае посчитал отказ государственного заказчика правомерным и в тоже время при рассмотрении спора по другому делу указал на отсутствие такого права у подрядчика.

 

Отметим, что в настоящее время арбитражные суды при принятии решений руководствуются как первой, так и второй позицией Президиум ВАС РФ.

Так, например, ФАС Восточно-Сибирского округа в своем постановлении от 10.04.2013 года по делу № А19-16409/2012 указал, что суды первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела была правильно учтена правовая позиция, изложенная правомерно пришли к правомерному выводу об обоснованности одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта на основании пункта 2                   статьи 715 ГК РФ, предоставляющего такое право заказчику в том случае, если подрядчик не приступает  своевременно  к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным.

При этом ФАС Волго-Вятского округа, как следует из его постановления от 15.11.2012 по делу № А38-5638/2011, при принятии решения руководствовался  позицией последнего из указанных выше Президиумов ВАС РФ и удовлетворил исковые требования подрядчика о расторжении договора на основании  пункта 3 статьи 716 ГК РФ, одновременно указав, что отношения истца и ответчика регулируются не только нормами Гражданского кодекса, но и положениями Закона о размещении заказов, не предусматривающего возможности внесения изменений в условия заключенного контракта (часть 5 статьи 9 Закона о размещении заказов) и не предоставляющего права исполнителю в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора (часть 8 статьи 9 Закона о размещении заказов), и потому в такой ситуации исполнитель, обнаруживший непригодность или недоброкачественность предоставленной заказчиком технической документации, предвидя возможные неблагоприятные для заказчика последствия выполнения его указаний о способе исполнения работы, иные не зависящие от подрядчика обстоятельства, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок, правомерно обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении договора.

Таким образом, на сегодняшний день складывается практика, согласно которой  арбитражные суды на основании одних и тех же норм законодательства признают право заказчика отказаться в одностороннем порядке от  исполнения контракта и в тоже время указывают на отсутствие такого права у подрядчика.

 

Вместе с тем, полагаю, что такое положение дел существенно изменится                                      с 1 января 2014 года, когда вступят в силу  положения нового Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», которые уже предусматривают возможность  одностороннего отказа от исполнения  контракта, в том случае, если такое условие  включено в сам контракт. При этом согласно данному Федеральному закону для подрядчика соответствующее положение может иметь место в контракте при условии, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Более подробно данную статью вы можете прочитать перейдя по этой ссылке.

Поиск по сайту
Меню
Реклама на сайте
Архив новостей
Реклама на сайте

Реклама на сайте







Популярные публикации
Архив сайта
Информация
www.home-4-homo.ru © 2016 Copyright. Все права защищены.

Копирование материалов допускается только с указанием ссылки на сайт.
   
rss